ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР Н а возвышенном склоне горы, спускающейся к пойме Ушайки, к востоку от исторического центра города, возвышается шестикупольный собор во имя святых первоапостолов Христовых Петра и Павла. Возвышенный склон этот с XVII века известен в Томске как <Мухин бугор> - по имени покаявшегося в грехах разбойника Мухина - грозы окрестных лесов на рубеже XVII- XVIII столетий. По легенде, этот жестокосердый человек на склоне лет пришел к покаянию перед Богом - осознанию грехов и перемене ума. Это нравственное перерождение - быть может в житийный пример из юности Святого Николая - было сопровождаемо тайными пожертвованиями - благотворительными подаяниями, приносимыми Мухиным под окна домов бедных и немощных жителей Томска. Так легендой и сохранилось имя человека, запечатлевшее его нравственный подвиг - в благой пример и назидание потомкам. Долгое время стоял здесь деревянный поклонный крест, часовенка. К рубежу XVII-XVIII веков относятся первые ремесленные поселения на Мухином бугре, из которых образовалась впоследствии ремесленная слобода, связанная по роду деятельности с ткачеством, дублением кож и пивоварением. В прошлом веке на берегах одного из ростоков речки Игуменки образовался крестьянский Мухинобугорский базар, куда съезжались для торговли с городом крестьяне окрестных сел и деревень. Площадь базара, живописно разделенная Игуменкой, стала называться Мухинобугорской. В 1901 году при настоятеле Преображенской (Ярлыковской) церкви о. Александре (Артоболевском), в чьем приходе состоял и Мухин Бугор, был учрежден новый приход в честь первоапостолов Петра и Павла. Местом для приходского храма была избрана Мухинобугорская площадь. Еще 8 августа 1830 года план г. Томска с указанием местоположения будущего Петропавловского собора, был высочайше утвержден императором Николаем I. 31 мая 1909 года состоялась торжественная закладка собора. Из церкви <Живоносный источник> к месту закладки храма был устроен крестный ход во главе с храмовой иконой святых первоверховных апостолов Петра и Павла, выполненной и пожертвованной собору виднейшим томским иконописцем Иваном Панкрашевым. При закладке храма на месте главного и боковых алтарей архиепископом Томским и Алтайским Макарием были водружены мраморные восьмиконечные кресты. В восточной стороне против главного алтаря, где еще ранее был установлен камень с изображением креста, Томским губернатором камергером Гондатти была устроена металлическая доска с памятной надписью. В специальном углублении под памятной доской, было во множестве положено серебряной и медной монеты, пожертвованной храму. Среди монет отличался один рубль, отчеканенный в конце XVI столетия, <массивный, прекрасно сохранившийся> - отмечает очевидец этого события. В центре будущего храма, на столах, укрытых скатертями, были установлены иконы, среди которых выделялись четыре - исполненные по заказу в иконописных мастерских на Святой Афонской горе и пожертвованные храму томским городским головой Иваном Михайловичем Некрасовым. Вот названия этих <замечательных по иконописи> образов: 1. Введение во храм пресвятой Богородицы 2. Рождество Христово 3. Усекновение головы Иоанна Предтечи 4. Покров Пресвятой Богородицы Все иконы были выполнены на кипарисовых досках, <издававших благовонный запах>. В память тезоименитства Ивана Некрасова, известного также пожертвованиями кирпича на достройку храма, был освящен правый алтарь собора <Во имя второго обретения головы Иоанна Предтечи>. Томским торговым человеком И.Ф. Лапиным из часовни каменных торговых рядов (Гостиничного двора) были пожертвованы храму иконы Спасителя и Святителя Николая. Проект храма в неовизантийском стиле выполнил томский губернатор и епархиальный архитектор Андрей Иванович Лангер. Родился он в Австрии под г. Веной. В начале ХХ века учился архитектуре в Риге, где женился на дочери православного священника и перешел из католичества в православие. Стиль храма отражал господствовавший в России в начале ХХ столетия подъем национального самосознания - возвращения к домонгольским архитектурным традициям раннего русского средневековья, к церковно-философским доктринам XVII столетия, связывавшим грядущие судьбы России с возвращением Константинополя, созданием новой Русской Византии в центре древнейших средиземноморских цивилизаций в близи от Гроба Господня на Священной Земле Израиля. 30 мая 1911 года в День Святаго Духа состоялось освящение и подъем крестов на купола храма. 18 сентября того же года были освящены и подняты на звонницу колокола собора, доставленные в Томск из Москвы по железной дороге первым отцом-настоятелем собора Николаем (Васильевым). Колокола (числом девять) были отлиты в Москве на колокольном заводе братьев Смагиных. Вес большого колокола составлял 102 пуда. Колокол был украшен рельефами четырех евангелистов, орнаментальным поясом и надписью, выполненной церковным уставом: <Благовествуй земле радость велю, хвалите небеса Божию Славу>. Гармонично настроенный аккорд колоколов собора вошел в состав Томского Благовеста - одновременной партитурно- согласованной игры колоколов пяти томских храмов: церкви на Ямах, Воскресенской церкви с 1005-пудовым колоколом, Казанской соборной церкви Богородице-Алексеевского монастыря с 303-пудовым колоколом и Троицкого кафедрального собора с 330-пудовым колоколом. В архитектуре собора сочетание высокого качества обжига кирпича и местного желтого песчаника создавало наилучший контраст с белизною снега, с темной зеленью хвойных лесов и светлой зеленью листьев. В развитии проекта храма - черночугунная литая или кованная из железа ограда, лестница, ведущая строго с запада, по склону горы, - усиливали общий эмоциональный образ, придавая движению к собору особую торжественность и одухотворенность. Купола собора под сверкавшими позолотой крестами имели небесно-лазурный цвет и были украшены во множестве вызолоченными восьмиконечными звездами. 18 декабря 1911 года в 9 часов утра состоялось торжественное освящение вновь построенного храма. Освящение было совершено епископом Иннокентием, архиерейским викарием. Левый престол храма был посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. В резном золоченом кивоте была установлена облаченная в ризы икона Рождества Богородицы - дар семьи Хандориных. Осенью 1916 года на Никольской (Алтайской) улице, вблизи храма, был освящен иконою преподобного Серафима Саровского детский приют. Освящение приюта было совершено архиепископом Томским и Алтайским Анатолием (Каменским). Приют вошел под попечительство Петропавловского собора. Кроме того, собору было приписано Мухинобугорское приходское училище на Никольской улице, новое краснокирпичное здание которого было построено по проекту инженера-архитектора Б. Постникова. В 20-30 годы при закрытии многочисленных томских храмов, Петропавловский собор превратился в своеобразный церковно-археологический музей. Бывший в то время настоятелем собора обновленческий архиепископ Сергий (Дмитриевский) не жалел сил и средств для спасения церковных древностей Томска и его окрестностей. Отец Сергий являлся видным знатоком и ценителем церковной старины Томска, входил в состав ученого совета церковно-археологического общества, основанного в Томске при архиепископе Анатолии в 1914 году. Храм в это время именуется кафедральным собором - по очередному месторасположению кафедры обновленческого архиерея с высоким титулом архиепископа Томского и Всея Сибири. В начале 30-х годов собор был закрыт. Бесследно исчезли церковные ценности: древние книги, иконы, оклады, церковная утварь, облачения, картины, священные сосуды и т.д. Исчезает и сам неустанных хранитель. Крещенские праздники в январе 1945 года войдут в церковную летопись Томска датой возобновления Петропавловского собора. Торжество освящения храма началось с Великого крещенского водосвятия во дворе Домовой церкви, открытой в 1943-1944 годах на старой петровской улице города. Наутро, после всенощной службы, крестным ходом Домовой храм был перенесен с Петровской улицы во вновь освящаемый Петропавловский собор. Торжество возобновления собора возглавляли: отец Николай Сперанский - вновь назначенный настоятель собора, отец старец Иоанн Грек - основатель переносимой Домовой церкви, иподиакон Виктор Черепанов, во многом содействовавший открытию собора. При осмотре храма, на соборной колокольне была обнаружена единственная уцелевшая с 30-х годов икона Знамения Пречистой Божьей Матери - ставшая отныне местно-чтимой иконой - покровительницей собора. Из числа настоятелей собора в последующий период необходимо отметить протоиерея князя Константина Шаховского, по свидетельству старожилов, бывшего последним по мужской линии из известного рода князей Шаховских в России. По старинным документам, отдаленный предок его - князь Иван Федорович Шаховской, имевший прозвище <Большой>, в XVII столетии служил в Томске воеводой и отмечался в поминальном синодике Томского Богородице-Алексеевского монастыря XVII века. К числу важнейших реликвий, ныне находящихся в храме, относятся старинный крест с мощевиком и частичками мощей православных святых и мучеников. При посещении собора внимание вновь приходящих обращают на резной кивот святителя и чудотворца Николая в левом Богородичном приделе храма: иконой этой был чудесно остановлен огонь ночного пожара, возникшего в храме во время Крещенских праздников в середине 80-х годов. В 1990 году в северо-восточном углу ограды храма, где в начале века находилась часовня-жертвенница в пользу строящегося храма, был открыт памятник благочестивому старцу Федору Кузьмичу, причисленному в 1984 году, в ознаменование праздника 1000-летия Крещения Руси, к иконе Сибирских святых и подвижников благочестия в Сибири. Близлежащая Ремесленная улица также связана с памятью старца: по этой улице старец приходил в Томск из загородной летней кельи, располагавшейся вверх по Ушайке, на заимке купца-мецената Хромова. Пришествия старца, как правило, совпадали с церковными праздниками в Томске. По той же Ремесленной улице издревле вносили в Томск чудотворные образы <Спаса> и <Богородицы> из старинных сибирских сел Спасского и Ярского. Символом воскресения Томска стали колокольные звоны, недавно зазвучавшие со звонницы храма. Таковы некоторые штрихи и церковной истории Петропавловского собора - ровесника века и его молчаливого свидетеля.